Находка 5-летней девочки

Уникальная палеонтологическая находка, сделанная пятилетней девочкой в Великобритании в очередной раз продемонстрировала пользу от сотрудничества палеонтологов-любителей и профессионалов.

Nephila jurassica

Гигантского ископаемого паука, размах лап которого превышает 15 сантиметров, нашли в юрских отложениях в Китае.

Первый из трицератопсов

В самом конце эры динозавров, в маастрихтском веке позднего мела, на берегах внутреннего моря, разделявшего в то время Северную Америку на две части, паслись стада крупных рогатых динозавров.

Исторические предпосылки образования средневековой культуры.

Культура современной Западной Европы опирается на почву, образовавшегося за тысячелетия от окончания V до начала XIV столетия (на севере Европы - к сер. XVII в.). В исторической науке за этим периодом закрепилось имя "средние столетия".

Оценки культуры средневековья как своеобразного этапа в развитии человечества традиционно противоречивые. Глубинные процессы становления национального самосознания в западной Европе окончания ХVIII - начала XIX столетия открывали народам этого региона их великое прошлое, пробуждали интерес к средневековью и его культуры. Наиболее выдающиеся представители литературной интеллигенции в это время прилагали огромные усилия, чтоб поощрить европейское общество к знакомству с культурой средних вв..

Обращение к источникам не чересчур давнего предыдущего по большей части стало толчком к формированию и развитию европейского романтизма. По романтической концепцией основной художественный стиль средневековья - готика - имел возможность всегда развиваться благодаря собственной принципиальной внутренней незавершенности. Фр. автор Шатобриан в собственной книжке "Гений христианства" (1802 г.) продемонстрировал взаимосвязь средневековой архитектуры и христианского сознания, предоставив этому союзу романтическую окраску.

Важнейшим следствием внимания к проблемам культуры средневековья стало то, что литературно-философская мысль окончания XVIII - начала XIX столетия в первый раз осмыслил эту культуру как целостное историческое явление, которое и далее влияло на культурные процессы тогдашней Европы.

Хотя есть и иной взгляд, что долго не давал возможность оценить культуру средневековья объективно. По этому взгляду она есть воплощение догматизма, религиозного фанатизма, подавления свободы личности - всего, против чего выступали и с чем боролись не только лишь словом прогрессивные силы дальнейших эпох. По этой причине, вероятно, так долго господствовала в науке и общественном сознании своеобразная характеристика готического стиля, который дал теоретик Возрождения Джорджо Вазари. Эта явно предвзятая оценка без труда переносится и на культуру средневековья в целом. "Манеру эту, - писал Вазари о готике, - изобрели готы, так как затем, как были разрушены древние постройки и войны погубили и архитекторов, оставшиеся живыми, стали строить в этой манере, сводя своды на стрельчатых арках и заполняя всю Италию невесть какими сооружениями ... Упаси бог всякую страну от одной мысли о работе подобного рода, настолько бесформенных в сравнении с красотой наших построек, что и не стоящих того, чтоб говорить о них более, чем сказано.

Зафиксировать оценку культуры средневековья как построенной на старых традициях, на повторении, дублировании раньше достигнутого, неспособной к новациям, помог и Леонардо да Винчи. Критикуя творческий способ тогдашних художников, он писал, что после римлян художники "подражали друг друга век в век, все время толкали это искусство к упадку". Петрарка также характеризовал средневековья как эпоху уродства в отличие от прекрасной античности. Наконец, и Гегель в своих лекциях по эстетике сравнивает средневековую культуру с торжеством черной ночи, противопоставляя ей утреннюю зрения Возрождения.

На все сложности философского осмысления феномена средневековья современная наука рассматривает культуру средних вв. как исторически закономерную составляющую развития человечества. Культурное наследие средневековья заняла существенное место в истории культуры человечества и отразилась на развитии философии, права, веры, естественных наук. В особенности весомыми были достижения литературы и искусства. Творчество художников средневековья оставила человечеству бессмертные ценности.

1  2  

Другие статьи по теме:

- Иконоборчество и упадок государства.
- Восточная Европа
- Западная Европа в xiv-xv вв.
- Восточная Европа в xiv-xv вв. часть 2
- Новые народы