Исполнение важнейшей в Османской империи функции
Названные и некоторые другие руководители гражданских управлений, а также командир (ага) янычарского войска, до его ликвидации, и других регулярных войсковых единиц входили в везирский Диван, который назывался Диван-и асафы (Divan-i asafi)—Совет великого везира. С конца XVII в. к этому совету все больше переходила исполнительная власть: он составлял султанские указы, законы и т. п. С конца XVIII в. за ним закрепилось название Бабыали (Bab-i ali, совр. написание — Babiali), которое сперва по-французски, а затем и на других языках, включая русский, переводилось как Высокая Порта.
Большая власть сосредоточивалась в руках шейх уль-ислама, румелийского и анатолийского кадиаскеров и стамбульского кади, который именовался еще эфенди Стамбула (Istanbul efendisi). Напомним, что религиозные нормы имели в Турции силу основного закона, а светские законы признавались и получали санкцию духовенства лишь в том случае, если они не противоречили нормам ислама. Духовные власти следили за выполнением законов ислама всеми органами власти, включая и самого султана, в их руках находилась и судебная власть. Таким образом, аппарат духовенства был составной частью государственной системы Османской империи. Шейх уль-ислам имел свой особый совет и канцелярии; они располагались в его резиденции, которая называлась — шейх уль-ислам капысы (§eyh ul-islam kapisi) пли баб-ы мешихат-ы исламийе (bab-i me^ihat-i islamiye).
При султане существовал Высочайший совет, Диван-и ху- майун (Divan-i hiimayun), который до середины XV в. представлял собой правительство; на его заседаниях председательствовал сам султан. После завоевания Константинополя султан Мехмед II передал функции председателя великому везиру, а сам, невидимый для везиров, находился рядом, за занавеской. Султан Сулейман Кануни (Законодатель) и от этого отказался. С течением времени власть все больше сосредоточивалась в руках великого везира и его помощников, а значение Высочайшего совета все более падало. С начала XVIII в. он фактически прекратил свое существование. Впоследствии для обсуждения важных государственных вопросов был создан Консультативный совет, Меджлис-и мешверет (Meclis-i Me$veret), который приобрел особенное значение при Селиме III. В нем обсуждались такие вопросы, как объявление войны, заключение мира, договоры и соглашения с иностранными государствами и т. п.
Другие статьи по теме:
-
Положение Турции после Адрианопольского мира-
ПОДПОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОУН-УПА В 1947-1953 гг.-
Второе сербское восстание в 1815 г.-
Завоевание Турции Мехмедом Али-пашой-
Исполнение важнейшей в Османской империи функции